По замыслу градостроителей в беспокойном крае, каким было Казанское ханство, и где проживало множество языческого населения, необходим был «столп» православия, его твердыня, не менее достойная, чем сама Москва. За 800 километров от устья Свияги, в верховьях Волги, по указу царя Иоанна Васильевича IV был срублен и сплавлен весной 1551 года Иван-город, будущий град Свияжск.
Из летописей известно, что один из первых храмов, возведённых в Иван-городе была Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Знаменательно, — пишет архимандрит Макарий (Веретенников), — такое посвящение храмов в Свияжске, которое напоминало о событиях 14 века, когда благословляемые Радонежским игуменом русские ратники в день Рождества Богоматери разбили мамаевы орды. Царю было крайне важно заступничество Богородицы, как и его предок Димитрий Донской, двадцатилетний Иоанн перед походом на Казань молился не только о военной, но и о духовной победе.
Дело духовного строительства крепости продолжилось через четыре года после ее основания: в Свияжске был основан Успенский мужской монастырь. Уже в самом названии обители указывалось на главенство в нём собора в честь Успения Богородицы — завершающего события в земной жизни Девы Марии, вечно живой, пребывающей в Царстве Небесном, подающей великую помощь верующим.
Впоследствии в Свияжске возводятся ещё несколько храмов, посвящённых Божьей Матери: Благовещенская церковь, Тихвинская церковь, Собор, освящённый в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что именно Домом Богородицы мыслился нашими предками град на Свияге, и хотя сегодня эта ипостась Сваияжска не каждому видна, она есть, она притягивает и питает души верующих.